Французский философ Д. Дидро сказал: «Глаз должен выучиться видеть, как - язык говорить». Это мудрое выражение лежит в основе нашей работы.
На базе детского сада комбинированного вида №4 «Елочка» в нашем городе в 1993 году была открыта группа для детей с нарушением зрения. Открытие этой группы было важно, потому что эти дети видят мир по-другому. Их воспитание и развитие имеют свои особенности. Это нужно учитывать в подготовке ребенка к школе и дальнейшей жизни. Деятельность группы оказалась результативной, и на сегодняшний день в детском саду функционируют четыре группы для детей с нарушением зрения. В них осуществляется как коррекционно-педагогическая, так и лечебно-восстановительная работа. Ежегодно в школу выпускаются около 15 детей с нарушением зрения, из них половина уходит со стопроцентным зрением. У остальных также повышается острота зрения, исправляется угол косоглазия.
За два десятилетия специалистами детского сада был приобретен огромный опыт работы с такими детьми. Чтобы поделиться им, был организован семинар на тему «Лечебно-восстановительная и коррекционно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья». В семинаре участвовали учителя-логопеды и учителя-дефектологи детских садов и школ района. В других детских садах и школах есть дети с нарушением зрения, которые требуют индивидуального подхода, и поэтому специалистами детского сада №4 были раскрыты особенности коррекционной работы с ними.
Учитель-дефектолог И. Имаева познакомила коллег с наиболее часто встречающимися у детей зрительными диагнозами. Учитель-дефектолог М. Галимова рассказала о направлениях работы специализированных групп нашего детского сада и о важности направления таких детей в наше учреждение.
В детском саду также проводится большая работа по профилактике зрительных нарушений, одним из элементов профилактики зрения является зрительная гимнастика, которая эффективна только при регулярном проведении и требует учета знания зрительного диагноза и соблюдения условий. Эту тему раскрыла в своем мастер-классе
Э. Шарифуллина.
Вся эта теория была практически показана учителем-логопедом А. Хайретдиновой на организованной образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с нарушением зрения на тему «В гостях у сказки». Ею была продемонстрирована работа по использованию специальной наглядности, правильной посадки детей с учетом их зрительных диагнозов, включение в деятельность сохранных анализаторов и зрительных нагрузок.
В заключение семинара все сделали вывод, что благоприятное условие для воспитания и развития таких детей создаются только в специализированных детских садах, каким является наш.
И все же многие родители допускают серьезную ошибку, отдавая ребенка со слабым зрением в общие детские сады. Ребенок из-за своей особенности может успевать меньше, чем сверстники. А это, естественно, отразится на его развитии. Поэтому очень важно действовать в интересах своего ребенка. Тогда можно избежать значительных проблем с его воспитанием и развитием.
А. Хайретдинова, учитель-логопед.
|