Главная » 2016 » Июль » 19 » Иду, шагаю по деревеньке...
08:51
Иду, шагаю по деревеньке...

Когда называют «Атсуярово», на память приходят торф, лук, капуста. Именно они являются своего рода брендом атсуяровцев. И если бы был герб селения, то непременными элементами его стали именно они. И, конечно же, славу деревне принесли её трудолюбивые, яркие люди. Их следовало бы вписать в первую очередь…

Жители вспоминают, благодаря луку да капусте местная мелюзга оседлала велосипеды, а взрослые пересели на  «Москви-
чи», в домах появились холодильники да телевизоры. Продукция с огородов не за-
лёживалась. Как говорится, муха не успевала сесть, как она разлеталась по уфим-
ским ресторанам да заготконторам. Пом-
нится, даже на бюро райкома КПСС ставился вопрос, мол, атсуяровцы имеют не-
трудовые доходы от выращивания лука и капусты. Тогда веское слово сказал первый секретарь Разиль Мусин, что значит нетрудовые доходы? Откуда? Люди с корточек не встают. И это после того, как добросовестно отработают на колхозном поле! В огородах работают семьями, детей к тру-
ду приучают. А вы: нетрудовые доходы! 
Как язык-то поворачивается? Опыт Атсуярово надо распространять! Пусть люди зарабатывают честным трудом!
И любят же свою деревеньку жители и выходцы! За короткое время второй раз 
замахнулись на проведение праздника «Здравствуйте, односельчане!». Замахну-
лись и не промахнулись!  Со всей округи съехались родственники, знакомые. По гостям можно изучать географию: Уфа, Нефтекамск, Кушнаренково, Набережные Челны, Казахстан…
Бразды правления в свои руки взял, как и в прошлый раз, Рауф Сахаутдинов, призвав в напарники Ильдара Каримова. Эти парни, чья буйная молодость оставила отметину в памяти деревни, знают историю каждого двора как свои пять пальцев. С присущим, порою необузданным юмором, Рауф 
театрально рассказывает о своих односельчанах:
- Какая ещё деревня может похвастаться своим «военкоматом»!  У нас он есть! 
Полковник Фаат Файзрахманов верою и правдою служил Отчизне. Вот его дом! Он сохранил очаг своих предков. Есть у нас 
свой «МВД». Рафит Махмутов и Назип Ха-
мадияров отдали службе в правоохрани-
тельных органах не один десяток лет. 
Оказалось, в Атсуярово имеется и своё «министерство культуры». Тут грешным 
делом подумалось, мол, ведущий с тальянкой затянет рассказ о себе любимом. Ока-
залось, дело обстоит чуть прозаично. Начальная школа некогда была перестроена в клуб. Впоследствии венцы ещё крепкого учреждения культуры были переданы 
одному из передовых тружеников, кото-
рый и поставил себе дом…
Так с нарочитым юморком, тепло рисо-
вался портрет жителя деревни. Собирательный портрет. Но и сами не оставались в стороне. Кто песню затянет, кто пустится в пляс, кто расскажет о своём роде, односельчанах. На селе живёт народ сме-
калистый, мастеровитый, умеющий и тяготы перенести, и радостью с другими не 
прочь поделиться. А ко всем прочим достоинствам надо прибавить особую за-
вистливость наших селян. В хорошем смысле этого слова. Говорят, зависть бывает 
худая чёрная, а эта цвета белого. Потому и дома у нас один краше другого, и в подворье скотины всякой и птицы полно. Живут с размахом, широко и достойно. Так было во все времена.
Вон и Рафит Махмутов после отставки на месте отчего жилища поставил дом – кра-
сивый, статный, в два этажа. А перед домом стол накрыли, угощения разные вынесли. 

Сердобольные хозяйки обижаются, коль кто не испробует лакомства домашние. Рядом отставной майор целую выставку развернул. Тут тебе и гармошки, кочующие из поколения в поколение, полотенца крестиком вышитые, альбомы. А Рафит протягивает снимки давние – с тридцатых, поди, годов прошлого столетия: может, кто и признает своих… Тут же каска. Не-
спроста она тут. Пришлось Мах-
мутову понюхать пороху в неспокойной Чечне. Вообще-то с запа-
хом пороха он знаком с детства. Отец знатным охотником был. Не баловства ради на зверя ходил. 
Профессия была у него такая. Говорят, до сих пор люди помнят, как балеши из зайчатины им подстреленной на всю округу славились. Теперь трудно и представить, что окрест были леса. И в них дикая живность водилась. Перевелась она вся. Урбанизация, одним словом.
О другом Махмутове – Мубаряке - поведал Раудат Хурматуллин. Будильником его не зря в народе прозвали. Неугомонным был. Когда в бригадирах ходил, поди, раньше других в деревне вставал – будил народ на работу. К порученному делу относился на совесть. Это в крови у него. Был и заведующим фермой, и ветработником. Помнится, поручили ему подготовить скакуна на Сабантуй – Орлик его кличка. Так на нём Раудат три года кряду на районном Сабантуе первенство держал… Помнит, однако, история. Оставим пока в покое Раудата Гадиевича. Пока…
Незамеченным не осталось 
пребывание и известного журналиста республиканской газеты «Кызыл тањ» Олега Тухватуллина. Как сюда занесло мамадалев-
ского парня? Впрочем…
- Я вовсе не чужой – дед мой отсюда, - начал Олег Назипович своё повествование. – Миннеханом Хасановым его величали. Царство ему небесное. Помнят его. Да и как не помнить? Всю жизнь на упряжке из райцентра, из нефтебазы возил керосин, мазут. Так что в почёте был. А ведь забавно: возить мазут для тракторов на лошади. Такие вот времена, канувшие в Лету. Дед знатным был. Хоть и трудяга простой. Войну прошёл. Двумя медалями «За отвагу» отмечен. Впридачу имел ордена Боевой Славы. Второй и третьей степеней! Вспоминал, когда немца добили, домой по  демобилизации засобирался, командир якобы сказал: Миннехан, тебя к ордену Боевой Славы первой степени представили. Не успеешь дома чашку чая опустошить, как тебя награда сама найдёт! Не нашла… А быть бы нашему именитому району ещё с одним полным кавалером воинской доблести. Знать, не судьба. Правда, мы обращались в архивы. Подтверждения не оказалось. 
Потомки на воротах вывели табличку с надписью: в этом доме жил кавалер ордена Дружбы народов Акрам Нурисламов. Освежили, как говорится, память. Хотя она ни у кого не выветрилась. Немало людей обязаны, быть может, даже жизнями скромному сельскому ветеринарному врачу. Судя по наградам, свои обязанности он выполнял исправно. Кроме всего прочего, Акрам агай вначале на мотоцикле, а когда появился «Москвич», на легковушке в любое время суток, в любое ненастье возил хворых в больницу. Никогда не давал отказа. Так что слыл своего рода скорой помощью в деревне. 
Смиренно возле палисадника со своей супругой сидит Фаиль Амиров. Всю жизнь проработал в животноводстве. Прекрасно работал. Хоть и разменял девятый десяток лет, по-прежнему бодр. Лихо косит траву, содержит скот. На таких простых тружениках и держится деревня. Это особая 
каста людей, переживших естественный, социальный, политический и ещё, какой хотите,  отбор!
Прославил родную деревню и Наиль Хамадияров – мой друг по комсомольской молодости. Лауреат премии Ленинского комсомола, удостоенный многих правительственных наград, участник Всесоюзных форумов, отличный нефтяник, хороший затейник и надёжный товарищ. А работал он на знаменитом третьем комсомольско-молодёжном промысле НГДУ «Чекмагушнефть» старшим оператором по добыче нефти и газа. Всегда улыбчивый, доступный, он, несмотря на свалившуюся вполне заслуженно славу, не «зазвездился», оставался своим парнем.
Что ж, пора, видать, к нашему Раудату Гадиевичу вернуться. Он как раз из тех, кто сыграл не последнюю скрипку в проведении праздника родословной деревни. Своё шежере составил. Накануне праздника, весьма кстати получилось, ему присуждено высокое звание заслуженного работника сельского хозяйства Башкортостана, удостоен Почётной грамоты Министерства сельского хозяйства республики. Он делает всё для возрождения отчего гнезда. Возвёл прекрасный дом с надворными постройками, благоустроил территорию. «Благоустроил» - мало сказано. Рядом с родовым гнездом  была огромная яма, оставшаяся от торфяника. Терпеливый читатель, добравшийся до этих строк, может припомнить, что в самом начале мы обмолвились о торфе, который якобы мог украсить герб населённого пункта. Так вот, окрестности Атсуяра изобиловали залежами этого вида твёрдого топлива. Со всей округи приезжали сюда, дабы запастись брикетами торфа. Он шёл в топку домашних печей. Золы от него получается немерено много. Так её, эту золу, вкупе с другим мусором приносили и сбрасывали в эту яму, аккурат возле дома Хадыя, то бишь отца нашего героя. Раудат всё это хозяйство вывез, очистил территорию. Из-под земли забили ключи – образовалась, как и задумывалось, запруда, вокруг насадил деревья. Получился поистине райский уголок.
Здесь же колодец, вырытый ещё отцом. Народ его так и называет «Колодец Хадыя». 
Хадый Хурматуллин прошёл 
Великую Отечественную. Работал в колхозе не покладая рук. Был кладовщиком, заведующим током, строительным бригадиром, заведующим сельским клубом. По сути он был мастером на все руки. Нужно смастерить оконную раму – пожалуйста, выложить печь – ради бога, написать письмо хорошим каллиграфическим почерком – нет проблем! На любые просьбы откликался. А ещё он запомнился сельчанам заправским… парикмахером. Брил и стриг практически всю деревню. Безопасную бритву Хадыя помнят наверняка головы ни одного поколения селян.
Хадыя Хурматулловича  с полным основанием можно назвать Нестором Атсуярова, поскольку он вёл летопись деревни. Часть его записей дополнили шежере деревни.
С досадой мы с заместителем главы администрации Рамилем Хасановым, приехавшим поздравить селян, покидали хлебосольную деревеньку. Теперь же с досадой ставлю точку на материале. Ведь так хотелось рассказать обо всём и обо всех, но, к сожалению, размер газетной страницы не безразмерен…

Хамит НАБИЕВ.

Просмотров: 690 | Добавил: juldash | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0