Главная » 2013 » Май » 13 » судьбу мою испишут письма...
10:16
судьбу мою испишут письма...
Уже ребенком я знал, что наш дом стоит на фундаменте дедовского дома. Дед Фатхлислам отправился бить фашистов и больше не вернулся. Он погиб молодым. В сорок третьем под Смоленском. Ему было всего тридцать два, когда вражеская пуля сразила его насмерть, а похоронка оборвала мечту молодой Фатимы и вложила вечную тоску в сердца четверых детей.
Помню, как отец рассказывал, что всегда завидовал мальчишкам, чуть что дразнящим: «А я папе скажу…». К нему же отец приходил только в снах, чтобы потрепать сыну волосы и рассказать, каким он скоро станет взрослым и сильным.
Удивительно, память длиннее жизни. Давно закончилась та война, чьи жернова поглотили молодую жизнь деда, нет среди нас уже и отца - его сына, но осталась общая на всех память. И вот я привожу её в порядок, перебирая отцовский архив. Передо мной лежит наша семейная «военная» переписка. Началась она с легкой руки Ахмеда Хуршидова из Азербайджана – однополчанина родного брата деда Фатхлислама – Шайхлислама Садрисламова. Ахмед Амир оглы написал через 42 года после войны, но поскольку в Миништах нет больше Садрисламовых, кроме нас, письмо доставили нам. Конечно, его друг-однополчанин не знал, что Шайхлислам с той войны не вернулся, что извещение «пропал без вести» пришло вдогонку после похоронки деда. Мы не знали даже, как он выглядел - ни одной фотографии. Только старушка Зухра утирала глаза краешком платка каждый раз, когда видела моего отца, узнавая в нем черты своего возлюбленного Шайхлислама.
Письма из далекого Азербайджана не прекратились. Старый фронтовик с двадцатью девятью осколками в груди теперь уже адресовал их моему отцу. «Мой родной братишка Фазгат Фатхиевич» - начинал он всегда. Знал ли он, что эта переписка как бы восполняла пустоту в душе отца, стала важной частью жизни для него, да и всей нашей семьи. 
«С июня 1942 года до 9 декабря того же года мы воевали вместе с Шайхлисламом в Воронежском направлении у реки Дон (третий батальон 375-го полка 219-ой стрелковой дивизии). Оба в звании сержанта. Шайхлислам был командиром отделения. Не то что дружили - породнились. Я даже по-татарски начал говорить. Отважным был бойцом Шайхлислам, себя не жалел. Однажды меня ранило при наступлении. Первую помощь оказал Шайхлислам и отправил в госпиталь. Пролежал там девять месяцев. С другом больше не свиделись…» - пишет старый солдат.
Время быстротечно. Размывает границы, уносит дорогих. Но память - нет. Вот и снова клик: весёлый смайл. Пишет мне Агшин – внук Ахмеда Хуршидова. 68 лет спустя мы продолжаем «военную» переписку и тоже зовем друг друга братом. И тебя с Великой Победой, брат!
Ильнур Садрисламов,
г. Дюртюли.
Просмотров: 983 | Добавил: juldash | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: