09:49 Родниковый край забелья | |
Кавалер ордена «Знак Почета» Имай Замараев. 9. Маядык В такой же живописной местности расположено село Маядык. По преданиям, название возникло из разговора двух марийцев: – Мия дыр? - Мия дык шинчына. В переводе диалог звучит так: «Подойдет?» «Подойдет так, осядем». На наш взгляд, это название реки: Миядек от древнего би (бейя) «вода» и дек «родиться», со временем би могло стать ми, чередование б и м – закономерное явление в фонетике. Селение расположилось там, где сходятся речки Баргыз и Маркемаз. По легендам, старокангышевцы марийцам сказали: «Чокырлы урыннарда хуа юк, бар(ы)гыз шунда!» («Есть незанятые овражистые места, идите туда!») И отсюда, мол, пошло название реки Баргыз. Мы предполагаем, что слово является измененной формой древних бар – «водоем» и угуз – «река». Что касается Маркемаз, в некоторых говорах башкирского и татарского языков так называют посудину из вязовой коры для ловли рыбы. 10. Оазис под сопкой Зайняш Село находится как бы в котловине, созданной высокими грядами гор. «Зимой овраги - в снегу, летом - в зелени, осенью – в золотой листве, - говорят маядыковцы. - Поэтому зима у нас холодная, лето жаркое». Высота Зайняш - это сопка высотой 185 метров над уровнем моря. Гора, набрав энергию солнца, обогревает окрестности и как бы не пускает дожди, когда вокруг они идут. Начинаются они лишь тогда, когда земли в округе оросятся по-настоящему. Но если подмочит как следует, то дожди идут каждый день, хотя вокруг их нет. Здесь почти никогда не бывает града. 11. Остановись, Аймалче! - крикнуло чудище, догоняя женщину. Помимо волков и медведей, которых прежде было много, людей пугали мифические существа, обитающие, по поверьям, в лесах. У русских это Леший, татар и башкир – Шурале, коми – Яг морт, марийцев – Овда. - Есть ли в маядыкских лесах лесной дух? - Не слышал, - говорит Имай Замараев, 1927 года рождения. – Но в Аргышских лесах, говорят, был. Рассказала нам об этом бабушка Аймалче. Повела она однажды лошадь на поле. Когда шла обратно, услышала сзади голос: - Остановись, Аймалче! Обернувшись, увидела страшное чудище, бежавшее к ней по скошенному полю. «Овда! - промелькнуло у нее в голове. – Только она может знать имя каждого человека». Сама высокая и некрасивая, вся в шерсти, волосы цвета соломы, густые и взъерошенные. Поймав, она щекочет людей, доводя их до смеха, который может привести к смерти. Семьи овды любят ночевать под стогами, а утром возвращаются в лес. - Псмалля! – крикнула Аймалче и положила палку на землю. Овда не смогла перейти через препятствие, благодаря молельному слову. Это было в примерно в 1850-х годах. Прежних дремучих лесов не осталось, где обитать теперь овде?.. Аргыш как название должен происходить от имени человека. Прежде этим словом называли провожатых невесты, тамаду на свадьбе, родителей невесты в гостях в доме жениха и, наоборот, родителей жениха в гостях в доме невесты и т. д. Оно могло стать прозвищем или мужским именем. 12. Кавалер ордена «знак почета» Имай Ислебаевич рано начал трудиться. Пришел на колхозную ферму в 14-летнем возрасте. В 1941-48 годах ухаживал за телятами, овцами, коровами. Потом стал лесорубом. Снова вернулся в колхоз. Заведовал фермой, складом. Был трудолюбивым, его все уважали. Он – кавалер ордена «Знак Почета», имеет много медалей и почетных грамот. 13. Жемчужины края Речки, идущие к Белой по оврагам, стекались в озера. Одно из них носит имя Сµкє, этим словом татары называют рыболовную снасть. Ашкол должно означать буквально «озеро, где много пищи». Комбо-Ер – «Гусиное озеро». Илдус Тимерханов. Фото автора. | |
|
Всего комментариев: 0 | |