Главная » 2013 » Ноябрь » 19 » Из глубины веков
12:25
Из глубины веков
У  родника Макара, который славится своей целебной водой. 

Габдрашит хаджи

Первая поездка, запланированная на гору Ч‰мєкєй, не удалась. 
 - Звонили из Старокангышево – пошел дождь, - сообщил ахун-хазрат Рамиль хаджи Исанбердин.
Зато этот день выдался сухим, несмотря на то, что на западе сгущались тучи. Встретил нас Габдрашит хаджи – имам этого села. В 90-е годы, когда работал в колхозе бригадиром, он построил здесь мечеть. Последний храм в населенном пункте перед революцией воздвиг Уилдан хазрат - старший брат его отца, то есть Сахипзады.

История с предысторией

 - В 1947 году на повороте Агидели под селом случился сильный затор, - вспоминает Габдрашит хаджи. – Утром мы увидели такую картину: затора уже не было, а ледоход шел через широкие пойменные луга. Такое повторялось часто за определенные промежутки времени и при жизни наших далеких предков. Село Кангышево, расположенное в низине, регулярно затопляло. Сельчане решили переселиться. Те, кто хотел заняться земледелием, заняли участок на высоком берегу Агидели. Впоследствии их село получило название Старокангышево. То было в 1857 году.
Охотники же поселились на возвышенности. Их деревню назвали Киек Кангыш (киек означает «дичь»). Это сегодняшнее Новокангышево. Старокангышевцы «сели» не на пустое место: когда-то здесь располагалась марийская деревня Маядык. От того, что часто беспокоили бурлаки, маядыковцы это место покинули. Осталось от них только старое кладбище.
Старик Шакир - дед Габдрашита хаджи тоже обосновался здесь, выкорчевав лес.
По преданиям, у Кангыша было четыре сына: Балта, Кєлтє, Чєлтє и Мињлеште.

Гора Ч‰мєкєй

Это гора на горе. По преданиям, в ней похоронены святые. Ее можно назвать главной достопримечательностью села. Она круглая, как сопка. Возможно, появилась от вулкана, ибо под ней находят пемзу – породу вулканического происхождения. Склон нижней горы со стороны села покрыт ростками сосны.
 - В прошлом здесь был лес, - рассказывает Габдрашит хаджи Шакиров. – Потом землю распахали. Позже стали пасти деревенский скот. Лес возвращается.
Под горой со стороны Агидели вытекает родник. Его вода считается целебной. Называется он Макарьевым родником. И о нем пойдет речь, но чуть позже.
 
Чудеса с бревном

Во вновь построенное село со стороны нынешнего Татарстана пришел ишан-хазрат-имам Нажметдин сын Сагита. Построил мечеть, начал просвещать сельчан. Ишан - не простой религиозный деятель. Им становится только тот, кто может творить чудеса. При строительстве мечети Нажметдина хазрата попросили показать «диво-дивное».
 - Ладно, - ответил ишан и кивнул на бревно, лежащее рядом. – Залезу в один его конец - вылезу из другого.
И ведь залез, вскоре совсем исчез! Народ ахнул. Только один из присутствующих воскликнул: ведь он пополз по другой стороне бревна! Оказалось, что он один не поддался гипнозу ишана.
Всей деревней выбежали, когда ишан- хазрат приехал из хаджа - паломничества - на верблюде – невиданном животном. Привез на нем большой камень, который должен был стать надгробным на его могиле. На нем были высечены философские слова о смысле жизни на земле. Он хотел, чтобы его похоронили на вершине Ч‰мєкєй. Туда привезли на лошадях большие плиточные камни. Возвели четырехугольное строение. Ишан поставил туда будущий надгробный камень.
Ишан-хаджи-имам Нажметдин хазрат ушел из жизни в 1892 году. Но его похоронили не там, где он просил, а на сельском кладбище. В 1934 году из Татарстана приехали родственники ишана и перенесли камень с горы на кладбище. Но точное место его могилы неизвестно. А недавно установили рядом новый камень, на котором высечены слова того же изречения. С одной стороны - на кириллице, с другой – на арабской графике. Камень изготовлен по заказу правнука ишана, химика с мировым именем Виля Мирзаянова.

Макар

То было до революции. По Агидели везли на барже чугунные болванки из Уфалеевского металлургического завода. Баржа перевернулась и утонула. Вскоре появился в селе некий Макар, русский по национальности. Построил на берегу специальные сооружения и стал перерабатывать чугун в сталь. Возможно, у него была договоренность с владельцами ушедшего под воду металла. Мы об этом не знаем. В исторических документах, наверное, что-то есть. Но поиск в архиве равен поискам иголки в стоге сена. Благо наверху был лес. Заготавливали древесный уголь, который дает достаточный жар для выплавки металла. Следы тех сооружений в виде ям существуют до сих пор.
Позже сельский рыбак Кагарман рассказывал: Макар покрыл ему топор металлом, и орудие стало очень крепким, блестело на солнце.
Родник, вытекающий рядом из горы, назвали его именем.
 
История о рыбачке

Есть и грустная история, связанная с Макарьевым родником.
Жили-были сестры-красавицы Гильмия и Шамсия. Шамсия любила рыбачить. Никто, говорят, не умел есть рыбу так, как она. Рассказывают: в один край ее рта входила рыба, из другого выходили косточки. Сын Шамсии Мадхат был кузнецом - мастером на все руки: изготавливал щипцы, кочерги, совки, ведра и прочую домашнюю утварь. Половина села ему благодарна за то, что он покрыл крыши их домов железом.
 - Когда крыл мне кровлю бани, не хватило жестянки, - вспоминает Рашит хаджи Шакиров. – Он удлинил ее молотком, как скалкой тесто.
Однажды жена кузнеца Фагиля везла на лодке с кангышевского острова хворостинки на топливо, остановилась у берега, где вода Макарьевого родника бежала через желоб в реку. Пока она утоляла жажду, лодка уплыла. Она кинулась в реку и вдруг ушла под воду.
 - Мы, дети, в это время купались, - вспоминает Рашит хаджи. – Прибежал и тут же нырнул в поисках жены Мадхат. Подоспели и другие. Нашли тело. Долго «катали» по одеялу, но не смогли спасти.
Возможно, случились судороги от пота и холодной воды.
 
 Горные... коровы

Идем обратно. Вечереет. Стал накрапывать дождь. По крутому берегу горы среди каменистой почвы проложены тропинки. Оказалось, что отсюда поднимаются на пастбище коровы. Если неуклюжего человека называют коровой, то речь идет не о старокангышевских коровах. Они, привыкшие к горам еще будучи телятами, спокойно и гордо преодолевают эти препятствия.

 Предвестник ледохода 

Под горой соединяются две речки – Чатра и Низай. Ниже шумит водопад. Сельчане знают: если весной его шум начинает доходить до села, то жди на Агидели ледоход.

Топор, который отдыхает
 
Кем только ни работал Габдрашит Шакиров за свою жизнь. Слыл хорошим плотником. Это он был одним из ведущих строителей кафе «Сарманай». Трудился и газовиком, газифицировал весь колхоз. Двор у него ухоженный. Есть колодец, пробуренный на 28 метров. На огороде нынче вырастил большой урожай тыквы. Большие и красивые получаются у него помидоры. Из подъемного механизма погрузчика КУН-10 смастерил приспособление для колки дров. Теперь топор у него отдыхает. Живут вдвоем с супругой Махигуль Ахуньяновной, с которой вырастили двух дочерей и сына.
Мечеть, построенная им, третья по счету в селе. Первая, как знаем, была возведена ишаном-хазратом. Вторая – дядей Рашита хаджи Шакирова. Из Старокангышево лишь два человека совершили хадж: ишан-хаджи-имам Нажметдин сын Сагита - в позапрошлом веке и Габдрашит хаджи Шакиров - в 2008 году.
... Когда тронулись в обратный путь, было уже темно. Фары освещали многочисленные подъемы и спуски автомобильной трассы. На теплом асфальте, клубясь, стелился белый туман от недавно прошедшего дождя... 
Илдус Тимерханов. 
Фото автора.
Просмотров: 898 | Добавил: juldash | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
аватар 11.08.2014 в 22:16 Спам Екатерина написал: габдрашит этот ваш - козел. так и передайте
Имя *:
Email *:
Код *: