Главная » 2015 » Февраль » 16 » ПО ВОЕННОЙ ДОРОГЕ
07:57
ПО ВОЕННОЙ ДОРОГЕ

Молодой лейтенант Альберт Иксанов получил первое жилье. Конечно, не совсем отдельное, а комнату в трехкомнатной квартире. Но все же не казарма. И не общежитие. Стоит кровать, заправленная простым покрывалом. Рядом - тумбочка. Вечером он позвал отметить новоселье своего друга, старшего лейтенанта Виктора Федорова. Начавший службу на четыре года раньше его, он был отличным наставником. Такого друга Альберт больше не встречал. К сожалению, погиб в Афганистане. Только сели за стол, прибежал посыльный:“Тревога! Автомобиль на подходе!”
Схватив тревожный чемоданчик, прибыли в войсковую часть. Зима. Двадцатые числа декабря. Начал падать пушистый снег и покрыл броню военной техники. Альберт Иксанов взял горсть холодного снега и положил в рот. И тут зазвучала команда: “Заводи!” Завели машины. Снова команда: “Глуши!” Заглушили. Опять команда: “Заводи!” Что-то не то. Не так, как раньше. Похоже, что тревога не учебная. 
Вскоре получили приказ перевести всю технику, включая резервные, в район дислокации – на военный полигон “Ляур”, что находится в 40 километрах от города Душанбе. В это самое время к Альберту Иксанову подошел командир полка:
 - Остаешься за старшего. Всю неисправную технику за два дня приведете в боевую готовность и прибываете  в “Ляур”! 
Столовая не работала. Даже сухого пайка нет. Есть только мешок сухарей. От долгого погрызания их острые края ранили десны и они кровоточили.  Через день появился майор Геннадий Понамарев. Сам весь охрипший. Пытается кричать, но плохо получается.
 - Иксанов, если завтра утром не будешь в назначенном месте, я тебя расстреляю!
Машины уже были все на ходу. К указанному времени прибыли на перекресток. Присоединились к частям, едущим в Термез. После тревоги пошла третья ночь. Сна нет. 
- Обстановка в мире очень серьезная, - говорят политработники. – Предстоит защищать свои границы. 
Не знают, о чем думать. Мысли приходили разные. Кто-то говорит, может, на армяно-иранскую границу? Отношения Ирана с Америкой были натянутые, поэтому больше думали именно об Армении. Кто-то вспомнил и Афганистан.
...Родители Альберта Иксанова - уроженцы Башкортостана. Мать из деревни Юкаликулево Дюртюлинского района. Волею судьбы они жили в Узбекистане. Альберт Мунирович родился в городе Бешкент. Окончив  в 1972 году 8 классов, поступил в Свердловское суворовское военное училище. Через два года стал курсантом Тюменского высшего военно-инженерного командного училища. Учился только на “отлично”. Был командиром отделения. Особо отличившихся обычно отправляли в элитные войска – в Германию, Польшу, в Московский военный округ. Но он попал в  Душанбе в Гатчинскую дважды Краснознаменную мотострелковую дивизию, сформированную еще в 1943 году в составе Ленинградского фронта.  И  с сентября 1978 года  был командиром взвода в инженерно-саперном батальоне.  Через год дали роту. Надо отметить, что вплоть до полковника, он всегда шел на два звания вперед. То есть, когда был лейтенантом, назначили его на должность капитана, старшим лейтенантом - на должность майора и т. д. До декабря 1979 года все шло обычным чередом. Боевая учеба, тренировки, дежурства, несение караульной службы, марш-броски, помощь сельхозработникам в уборке картошки. Некоторые солдаты были по возрасту даже старше его. Армяне, казахи, латыши, туркмены... Многие не знали русского языка. 
Мы не ответили на вопрос, почему он попал сюда? Возможно, уже тогда знали о предстоящих событиях и хороших выпусников стали отправлять в Среднюю Азию...
Вскоре на мучивший всех вопрос наконец-то пришел ответ: полковник Степанов сообщил, что Афганистан попросил военную помощь.
Через Амударью построили понтонные мосты. Штатную структуру войсковой части стали менять. Старую технику сдали, получили новую, как колесную, так и гусеничную. Среди боевых машин много было инженерно-саперных. Техники оказалось так много, что если построить их в один ряд, то могли дойти до Кабула. Обновили и вооружение. Прибыли солдаты и офицеры из группы советских войск в Германии. 
В Афганистан тронулись из разных точек дислокаций. Прибыли в провинцию Кундуз. Вокруг стояла тишина. Никаких стрельб, взрывов, выступлений. Видят, как народ здесь живет бедно. Дома саманные, почти как землянки, окна маленькие. Бегут дети, протягивают руку: 
- Кант?  Значит, “сахар”.
Одеты плохо. Руки и ноги в цыпках. А советские солдаты и офицеры в шубах. На привалах, знающие язык местного населения, спрашивают: 
- Вы знаете, зачем мы здесь?
-  Вам не хватает земли, поэтому вошли. 
 - Нет! 
Они продолжают:
 - У вас все общее, и жены общие, не знаете, кто от кого родился. 
Таджики и узбеки им объясняют, что все это вранье. Вытаскивают фотографии. Вот, смотрите, это мой большой дом. Эта – моя жена, а это – мои дети! Рассказывают, что приехали открыть новые школы и их обучать, чтобы все стали образованными. Вас держат за рабов. Будьте хозяевами своей земли!.. 
Выросший в Средней Азии Альберт Иксанов тоже владел местной речью.
Задачи в Афганистане включали сопровождение колонн с грузом. Машины поодиночке не ездили. И впереди, и сзади были бронетранспортеры. Кроме того, строили объекты жизнеобеспечения. Воды здесь мало, поэтому копали колодцы. Строили дороги, мосты. Задачи были чисто мирные. До лета не было стрельб и погибших. Без оружия ходили в кишлаки, на фабрику по переработке пуха за водой. После дождя дороги раскисали и появлялись на них от техники колеи и рытвины. Застрявшие афганские машины вытаскивали танками. Афганцы давали солдатам в благодарность деньги. Солдаты ходили в кишлак за куревом. Летом 1980 года один солдат ушел и не вернулся. Поехали за ним и попали в засаду. Четверо погибли. Потом начались боевые действия.
После 17 часов не выезжали никуда. Ночью хозяйничали моджахеды. Утром советские солдаты проводили так называемую дорожную регулировку - разминировали. Их называли “смертниками”. Все только начиналось. События длились целых десять лет. Погибли тысячи солдат, офицеров и прапорщиков.
Самой главной своей заслугой Альберт Иксанов считает то, что за два года службы в Афганистане он не потерял ни одного своего солдата. Всех вернул матерям живыми и здоровыми. Безусловно, не обошлось и без железной дисциплины, за что, бывало, ему даже угрожали. Но потом писали письма с благодарностью.
После Афганистана судьба его забросила на родину отца и матери. С 1982 года Альберт Мунирович был военным комиссаром Мишкинского, Альшеевского районов, г. Кумертау, Советского района г. Уфы. Награжден орденом «За службу Родине в Вооруженных силах СССР» III степени, многочисленными медалями. Но и в оставке он не сидит сложа руки. Является руководителем ООО “Уфимский научно-технический центр”.

Илдус Тимерханов.

 

Просмотров: 935 | Добавил: juldash | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: