Главная » 2016 » Июнь » 22 » Доблесть, прописавшаяся в деревне
14:25
Доблесть, прописавшаяся в деревне

Динар Якупов из Имай- Утарово прошёл военную закалку десантником. Нетрудно предположить: для него примером стойкости, мужества, преданности родной земле были его односельчане. Из этой далеко не густонаселённой деревеньки семеро ребят попали под жернова Афгана. Двое – Рауис Яхин и Венер Фазылов - пали смертью храбрых на чужбине. Двое из семи погибших по району. Не многовато ли для одной маленькой деревеньки?..

Вот и задался Динар целью увековечить память земляков: установить в домах, где родились и вы-
росли Рауис и Венер, мемориальные доски. Идея нашла поддержку у земляков. Сказано - сделано. Не приучен боец Д. Якупов бросать слова на ветер. 
На митинг приехали глава администрации района Ринат Хайруллин, депутат Госдумы Иршат Фахретдинов, работники местного сельхозпредприятия и линейного производственного управления, жители близлежащих сёл, гости из Уфы, родственники героев.
Позволю привести отрывок из своего же очерка «Алые гвоздики на камне твоём…»:
«…первая горькая чёрная ве-сточка перво-наперво, раньше родных солдата, приходила в военкомат, в руки майора Зуфара Фаизова. Это он должен был сообщить матерям, отцам горькую и горючую весть, накрыть чёрной невидимой вуалью лица родных, проложить ненароком глубокие морщины на лицах и рубцы в сердцах людей, породивших солдата. Какие найти слова утешения? Их нет, не существует в природе таких слов. Человечество научилось убивать, но не выработало в своём неисчерпаемом лексиконе слова, которые могут утешить материнское, отцовское горе…
Первым был Рауис Яхин из Имай-Утарово. Затем его односельчанин Венер Фазылов. Отца Венера Ульфата абый нашли в поле. Была горячая пора – уборка урожая. 
«Как увидел человека в военной форме, сразу понял – случилось непоправимое», - признавался позднее офицеру Ульфат Фазылов.
С ним (впрочем, и со всеми другими родителями погибших солдат) горечь в полной мере пришлось хлебнуть и Зуфару Мухаметшиновичу. Сообщили время прибытия «груза – 200». Поехали в аэропорт. Ждали сутки. Борт не прибывал. «Может, это ошибка? Может, это и вовсе не Венер Фазылов?» - пытались убедить себя безутешный отец и офицер Фаизов. Пошли вторые сутки. Сообщили, что цинковый гроб с телом Венера оказался в глубине салона грузового самолёта, поэтому борт вынужден развезти  траурные грузы по другим адресам.
И вот машина, полная неописуемого горя, из Уфы направилась в родную деревню Венера.
Ульфат абый, отец солдата, неотрывно всматривался в окошечко цинкового гроба:
«Остановите машину! Это не Венер, это не он!» 
Подолгу он, при отрытых дверцах машины,  всматривался в лицо солдата.
«Да, это наш Венер…» - выдавливал вконец убитый горем отец.
И так повторялось буквально до самого Имай-Утарово… 
Разве можно забыть такое?  И не единичный же случай. Таких было все семь…»
Ильбира апа Фазылова, мама Венера, поведала автору этих строк:
- Приятно, что не забывают наших детей. Только обидно, Ульфат не застал это время. Но что поделаешь… Когда привезли сыночка, теряла сознание, помню смутно. А с Зуфаром Фаизовым встретиться хочется. Душевный он человек. При случае передайте ему привет…
Ильбира апа - кавалер ордена «Знак Почёта», многих медалей - держится стойко. Она добросовестно работала свинаркой, чабаном, даже в помощниках комбайнёра ходила.
Мама Венера Савия апа держится молодцом.
- Наша тётя боевая, её я прозвал Комбатом, - с нескрываемой гордостью рассказывает офицер военкомата Рауф Яхин. – Без её участия не принимаются сколь–нибудь значимые решения нашего рода. Она ходит и на встречи к ученикам, выступает перед призывниками. А когда приходят навестить её ребята, тоже прошедшие Афган, устраивает настоящий праздник: и стол накроет, и угощения приготовит, и слова всегда нужные найдёт.
Савия апа частенько говорит: «Бог даровал мне жизнь за троих: за себя, Рауиса и  мужа Зуфара – он ненадолго пережил  сына, не выдержало сердце…»
Сошли с мемориальных досок покрывала, прозвучали слова, вроде простые, но пронзительные и душевные, заполнили окрестности патриотические песни в исполнении неугомонных «Зелёных беретов», раскаты грома прозвучали над деревней, словно подчёркивая значимость события. Из мрамора смотрят на односельчан Рауис Яхин и Венер Фазылов. Они навечно прописались в своей деревне.

Хамит НАБИЕВ.

Просмотров: 470 | Добавил: juldash | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: